Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕРМОГЕН
18, С. 658-660 опубликовано: 19 августа 2013г.


ЕРМОГЕН

(Кожин Василий Иванович; 14.03.1880, ст-ца Кумылженская Хопёрского окр. обл. Войска Донского - 3.08.1954, Краснодар), митр. Алеутский и Североамериканский, Патриарший экзарх в Америке. Из семьи псаломщика. Окончил Усть-Медведицкое ДУ (1901), Донскую ДС в Новочеркасске (1907). В 1907 г. викарием Донской епархии, Аксайским еп. Иоанном (Митропольским) рукоположен во диакона. Служил в церкви хутора Верхнетёплого Луганской ст-цы Донецкого окр. В 1908 г. Донским и Новочеркасским еп. Афанасием (Пархомовичем) рукоположен во иерея. В течение 5 лет служил в казачьих станицах на Дону. В 1912 г. женатым иереем поступил в КазДА, к-рую окончил в 1916 г. по 1-му разряду со степенью кандидата богословия за соч. «Русская ультрамонтанская литература в защиту папской системы в сопоставлении с учением христианского откровения и голосом Вселенской Церкви». В кон. 1917 г. получил степень магистра богословия за диссертацию по той же теме. В 1917 г. Е. был членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. как депутат от духовенства обл. Войска Донского. Служил на одном из приходов в Новочеркасске. Преподавал в Донском политехническом ин-те, был законоучителем в Казачьей муж. гимназии. В 1917-1919 гг. публиковал статьи в «Донских ЕВ» по вопросам, рассмотренным на Поместном Соборе, а также о нуждах духовенства, о преподавании и воспитании учащихся.

Ермоген (Кожин), митр. Алеутский и Североамериканский. Фотография. 1954 г.
Ермоген (Кожин), митр. Алеутский и Североамериканский. Фотография. 1954 г.

Ермоген (Кожин), митр. Алеутский и Североамериканский. Фотография. 1954 г.

В 1918 г. Патриархом св. Тихоном (Беллавиным) назначен членом и управляющим делами Донского епархиального совета. Находясь в Новочеркасске, Кожин обсуждал с главой Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России митр. Антонием (Храповицким), протопр. Г. Шавельским, прот. Г. Ломако участие и роль Церкви в гражданской войне. По его воспоминаниям, он также дискутировал с протоиереями Г. Шавельским, В. Свенцицким и И. Махарадзе о судьбе правосл. Церкви в России, отстаивая возможность такого существования в условиях советской власти. В 1920 г. отказался эмигрировать и остался в Новочеркасске после прихода Красной Армии. С 1920 г. священник и благочинный в Кубанской епархии. После 1922 г. уклонился в обновленчество. По нек-рым сведениям, был настоятелем кафедрального обновленческого собора Новочеркасска.

В 1929 г. окончил агрономические курсы при Ростовском гос. ин-те практических знаний. Заочно окончил 2 курса исторического отд-ния МГУ. 21 сент. (по другим данным, в нояб.) 1931 г., оставаясь в браке, хиротонисан председателем обновленческого синода митр. Вениамином (Муратовским) и А. И. Введенским во «епископа Темрюкского, викария Кубанской» обновленческой епархии. 7 марта 1932 г. назначен «епископом Кубанским». С 13 апр. 1932 г. «архиепископ». С марта 1934 г. «архиепископ Терский», временно управляющий Северокавказской обновленческой митрополией. В сент. 1934 г., на осенней сессии обновленческого синода, был назначен членом комиссии по изысканию средств борьбы против староцерковничества. 5 дек. 1935 г. стал обновленческим «митрополитом Северокавказским и Ставропольским». После 1936 г. Кожину стала подчиняться также Бакинская обновленческая епархия. Со слов Введенского, он видел в Кожине своего преемника. В 1937 г. Кожин был арестован, 7 месяцев провел в ставропольской тюрьме, затем освобожден. В 1942 г. эвакуировался в г. Грозный. В 1942 г., находясь в Грозном, организовал сбор средств для Красной Армии. В 1943 г. был членом Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию зверств немцев на Сев. Кавказе. В 1943 г. награжден Введенским 2-й панагией.

1 февр. 1945 г. введен через покаяние в общение с Московской Патриархией в сане протоиерея. Чин покаяния принимал Ставропольский и Бакинский архиеп. Антоний (Романовский, впоследствии митрополит). Благодаря участию Кожина к Ставропольской епархии Московского Патриархата присоединилось 50 приходов Северокавказской обновленческой митрополии. Кожин был назначен настоятелем ц. арх. Михаила в Грозном и благочинным церквей Грозненской обл. 27 окт. 1945 г. архиеп. Антонием разведен с женой. 1 нояб. 1945 г. архим. Иоанном (Мирожниковым) пострижен в монашество с именем Ермоген. 1 февр. 1946 г. возведен в сан архимандрита. 28 дек. 1945 г. наречен, 18 февр. 1946 г. хиротонисан во епископа Казанского и Свияжского (в марте 1949 титул изменен на «Казанский и Чистопольский»). Хиротонию в Воскресенской ц. в Брюсовом пер. в Москве возглавил Патриарх Алексий I. Е. восстановил в Казани епархиальное управление (временно управлявший до того Казанской митрополией еп. Иларий (Ильин, с 1950 архиепископ) как епархиальный архиерей пребывал сначала в Ульяновске, затем в Чебоксарах). 6 нояб. 1946 г. добился возвращения Церкви Николо-Низского храма, к-рый стал кафедральным собором. В том же году были переданы Церкви храмы в с. Тавели Мамадышского р-на и в 1948 г. в с. Юдине (ныне в черте Казани).

28 окт. 1947 г. по представлению Патриарха Алексия I назначен ректором МДАиС, зам. председателя Учебного комитета при Свящ. Синоде. 10 дек. 1947 г. Е. принял в ведение МДАиС ряд зданий («Чертоги», митрополичий корпус, надвратный храм Иоанна Предтечи, неск. помещений в крепостной стене) от Загорского гос. историко-художественного музея-заповедника. По поручению Свящ. Синода организовал и возглавил ремонтную комиссию по подготовке переезда МДАиС из Москвы в ТСЛ. К нач. 1948/49 уч. г. были подготовлены корпуса под аудитории и общежитие. Е. продолжил исследования в области инославия, публиковал статьи по вопросам обличения религ. политики Ватикана в «Журнале Московской Патриархии», а также по истории Казанской епархии. Читал в академии курс истории зап. исповеданий. Как магистру богословия ему было присвоено звание профессора.

В мае 1948 г. возведен в сан архиепископа. В июле 1948 г. участвовал в торжествах по случаю 500-летия автокефалии РПЦ. 8-18 июля Е. был докладчиком на Совещании представителей Поместных Православных Церквей в Москве. Патриархом Алексием I был направлен во Францию для обозрения приходов РПЦ. Е. просил освободить его от поездки по причине обострения хронических заболеваний, необходимости лечения и невладения в должной мере иностранными языками. Он писал о невозможности и бесперспективности деятельности по укреплению рус. приходов во Франции из-за отсутствия достаточного количества рус. прихожан и «осуществления перекочевки духовенства в Америку». Е. напомнил, что в определенных кругах эмиграции еще в 1918-1919 гг. имел репутацию сторонника советской власти. Он предложил организовать работу в духовных школах по подготовке кадров по истории зап. исповеданий для заграничных приходов. 26(29) июля 1948 г. Е. подал прошение об увольнении на покой, но вместо этого был направлен на лечение с 1 авг. по 20 сент. 1948 г. в Кисловодск. В 1948 г. представил на соискание ученой степени д-ра богословия труд: «Критический разбор книги Соловьёва В. С. «Россия и Вселенская Церковь» на основании учения Восточной Православной Церкви: Опыт историко-канонического и догматического исследования». Сочинение получило положительную оценку рецензентов проф. В. С. Вертоградова, проф. Н. П. Доктусова, доц. Н. И. Муравьёва и отрицательный отзыв председателя Учебного комитета Ленинградского митр. Григория (Чукова). В 1949 г. Е. удостоен степени д-ра богословия за совокупность ученых трудов (honoris causa). 15 авг. 1949 г. освобожден от обязанностей ректора и зам. председателя Учебного комитета.

С 19 окт. 1949 г. архиепископ Краснодарский и Кубанский. В 1950 г. в составе делегации РПЦ посетил Св. землю. В 1951 г. был участником 3-й Всесоюзной конференции сторонников мира в Москве. В 1953 г. сопровождал делегацию Антиохийской Православной Церкви в поездке по СССР. Направлен в США для устроения церковных дел Патриаршего Экзархата в связи с кончиной Патриаршего экзарха Бостонского митр. Макария (Ильинского). Е. принял участие во II съезде духовенства и мирян Патриаршего Экзархата Сев. и Юж. Америки, на к-ром был единогласно выбран на пост экзарха. 19 мая 1954 г. Патриарх Алексий I утвердил Е. в избрании и возвел его в сан митрополита с титулом «Алеутский и Североамериканский». Е. принял меры по ремонту Свято-Николаевского кафедрального собора в Нью-Йорке. Посетил ряд приходов в Америке.

Награжден правом ношения креста на клобуке (8 февр. 1954), государственными медалями «За оборону Кавказа» (1945), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946).

Летом 1954 г., пребывая на лечении в Краснодаре, умер. 6 авг. 1954 г. отпевание совершил Орловский и Брянский еп. Флавиан (Иванов). Похоронен в правом приделе Екатерининского кафедрального собора Краснодара в каменной усыпальнице.

Арх.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 34; НАРТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 1319; Архив МДА. Д. архиеп. Гермогена (Кожина).
Соч.: Очерки по истории Казанской епархии: История распространения христианства среди татар // ЖМП. 1946. № 7. С. 48-57; Попытка Ватикана подчинить своему влиянию правосл. Церкви юж. славян на Балканах: Кр. ист. очерк // Там же. № 9. С. 65-73; Зилантов-Успенский мон-рь и памятник убиенным при взятии г. Казани // Там же. 1947. № 1. С. 34-39; Патриотическая деятельность духовенства Казанской епархии в Отечественных войнах 1812 г. и 1941-1945 гг. // Там же. № 3. С. 44-46; Речь при вступлении на должность ректора МДА // Там же. № 12. С. 11-15; О книге В. С. Соловьева «Россия и Вселенская Церковь» // Там же. 1948. № 4. С. 38-47; Папство и Правосл. Церковь // Там же. С. 29-37; К вопросу об интригах Ватикана против Вселенского Православия в Польше, на Балканах, в Румынии, на Украине и на Кавказе за посл. 40 лет (1908-1948 гг.) // Там же. № 8. С. 71-75; Методы католич. пропаганды в Грузии // Там же. № 9. С. 50-51; Речь, произнесенная перед началом 1948/49 уч. г. в МДА // Там же. № 12. С. 13-17; Восточная церк. политика Римских пап - Бенедикта XV, Пия XI и Пия XII // Там же. 1949. № 4. С. 48-52; Папство и Правосл. Церковь // Совещание, 1948. Деяния. М., 1949. Т. 1. С. 95-140; Т. 2. С. 199, 218, 223-234; Крит. разбор кн. Соловьева В. С. «Россия и Вселенская Церковь» на основании учения Восточной Правосл. Церкви: Опыт ист.-канонич. и догматич. исследования. Каз., 1949; К характеристике деятельности Ватикана за посл. 20 лет (1929-1949 гг.) // ЖМП. 1949. № 9. С. 43-51; Миссия дружбы // Там же. 1950. № 9. С. 43-45; Старокатолическое движение папистов и политика Ватикана от Халкидонского собора и до наших дней: В 3 ч. Краснодар, 1950. Маш.; К юбилею Халкидонского Собора // ЖМП. 1951. № 6. С. 32-35; Ватикан и крестовые походы // Там же. 1953. № 3. С. 58-64; Старокатолическое движение // Там же. № 9. С. 44-50.
Лит.: [Наречение и хиротония во еп. Казанского] // ЖМП. 1946. № 3. С. 7; [Возведение в сан архиепископа] // Там же. 1948. № 9. С. 40; [Присвоение титула «Казанский и Чистопольский»] // Там же. 1949. № 3. С. 6; [Назначен архиеп. Краснодарским и Кубанским] // Там же. № 11. С. 4; [Возведение в сан митрополита] // Там же. 1954. № 6. С. 13; Потапов И., свящ. Митр. Гермоген: (Некролог) // Там же. № 9. С. 9-11; Годовщина со дня кончины // Там же. 1955. № 10. С. 15; Сб. статей, посвященных 150-летию пребывания [МДА] в ТСЛ / ТСЛ. Загорск, 1964. Т. 2. С. 13-18. Маш.; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 2. С. 346-349; он же. Рус. архиереи-обновленцы. С. 67-68; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 626, 638-639, 651; Шкаровский М. В. Обновленческое движение в РПЦ ХХ в. СПб., 1999. С. 58; Киреев А. И., протодиак. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2002 гг. М., 2002. C. 150-152; «Обновленческий» раскол. С. 58, 60, 448-450, 529-530, 555, 562, 568, 570-571, 585-587, 598-599, 685-687, 1031; Пушков С., свящ. Начальный период возрождения Моск. духовных школ (1944-1964 гг.): Профессорско-преподавательская корпорация: Канд. дис. / МДА. Серг. П., 2002. С. 127-129. Ркп.; Трофимчук М. Х. Академия у Троицы. Серг. П., 2005. С. 43-44, 46, 55, 61-62, 65-66, 68, 70, 75; Катаев А. М. Духовные школы РПЦ в 1943-1949 гг. // ВЦИ. 2006. № 1. С. 180.
И. А. Маякова
Ключевые слова:
Митрополиты Русской Православной Церкви Алеутская и Североамериканская епархия Русской Православной Церкви Ректоры Московской Духовной Академии Православная Церковь в Америке [ПЦА], автокефальная (с 10 апр. 1970) Поместная Православная Церковь, образованная на базе самоуправляемого Митрополичьего округа в Северной Америке Ермоген (Кожин Василий Иванович; 1880 - 1954), митрополит Алеутский и Североамериканский, Патриарший экзарх в Америке
См.также:
АНТОНИЙ (Храповицкий; 1863-1936), митр. Киевский и Галицкий, первоиерарх РПЦЗ
АРСЕНИЙ (Стадницкий Авксентий Георгиевич; 1862-1936), митр. Ташкентский и Туркестанский
ЕВГЕНИЙ (Решетников Валерий Германович; род. 1957), митрополит Таллинский и всея Эстонии
АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)
АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
АГАФАНГЕЛ (Саввин Алексей Михайлович; род. в 1938), митр. Одесский и Измаильский
АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский
АЛЕКСАНДР (Бердов) († 1591), митр. Новгородский
АЛЕКСАНДР (Кудряшов Александр Иванович; род. в 1940), митр. Рижский и всей Латвии